Новости

Загрязнение окружающей среды в Иркутской области по видам и интенсивности транспортного воздействия

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В основу содержания и легенды карт положена разработанная автором концепция формирования зон непосредственного преимущественного обслуживания (ЗНПО) видами транспорта и оценочное ранжирование узловых и линейных транспортных объектов как источников загрязнения окружающей среды. ЗНПО – это примагистральная часть района тяготения, привязанная к главному ходу сетью подъездных хозяйственных дорог (ПХД), как правило, не имеющих своих пунктов и технически обслуживаемых магистральными службами. По мере хозяйственного освоения территории ПХД могут удлиняться, совершенствоваться и превращаться в самостоятельные пути сообщения. Ширина ЗНПО во многом зависит от сложности природно–территориальных комплексов (ПТК): чем сложнее природные условия, тем меньшую ширину имеет зона.

Плотность транспортной нагрузки определялась также в пределах ЗНПО. Основным фоном карты является цветовое изображение плотности путей сообщения в километрах на 100 км2 территории. С помощью этого показателя выделено 5 градаций плотности: 1) более 35 км/100 км2; 2) 25–35 км/100 км2; 3) 15–25 км/100 км2; 4) 5–15 км/100 км2 и 5) менее 5 км/100 км2. Наибольшая плотность отмечается на участке Иркутск–Черемхово, где из–за большой густоты транспортных коммуникаций почти не остается места для естественных ландшафтов, а имеющиеся находятся в угнетенном состоянии. Помимо отторжения значительных площадей под транспортные объекты, эта территория оказывается рассеченной дорогами на множество мелких полигонов, что существенно нарушает сложившиеся циклы природных режимов.

Интенсивность движения транспортных средств показана линейными условными обозначениями и их цветом. По железным дорогам выделено 4 градации количества проходящих за сутки поездов (грузовых, пассажирских и пригородных): 1) более 200; 2) от 150 до 200; 3) от 50 до 100 и 4) менее 50 поездов. По автодорогам выделено 5 градаций количества автомобилей, проходящих за сутки по различным участкам: 1) более 5000; 2) от 2000 до 5000; 3) от 1000 до 2000; 4) от 500 до 1000 и 5) менее 500 автомобилей. Самая высокая интенсивность движения отмечается также на участке ИркутскЧеремхово. Численность автопарка в городах и поселках области изображена закраской пунсонов по 6 градациям: 1) более 50; 2) от 30 до 50; 3) от 10 до 30; 4) от 5 до 10; 5) от 1 до 5; и 6) менее 1 тыс. автомобилей.

Важным показателем транспортной нагрузки является количество самолетовылетов. Реактивный самолет только на земле от старта до взлета сжигает около 2 000 л топлива, выбрасывая в атмосферу выхлопных газов больше, чем автомобиль за несколько дней эксплуатации. Интенсивность взлетов изображена на карте условными знаками–силуэтами по пяти градациям: 1) более 200; 2) от 100 до 200; 3) от 50 до 100; 4) от 25 до 50 и 5) менее 25 самолетовылетов за сутки.

Размещение и классификация основных путей сообщения и транспортных узлов взяты с карты "Транспортная сеть СССР", м–б 1: 4 000 000 (М.: ГУГК, 1989) и дополнены данными политико–административной карты Иркутской области. Дополнения касались вопросов развития местной транспортной сети. Для составления карт использовались действующие нормативы эксплуатации транспортных средств, отчетные данные транспортных и статистических управлений о функционировании перевозочных процессов, а также результаты проведенных автором специальных исследований по теме "Транспорт и экология".

Данная карта рекомендуется для областных, городских и районных органов власти, а также для транспортных управлений и хозяйственных организаций при решении задач оптимизации функционирования эколого–транспортных систем.

Оценка плотности транспортной нагрузки конкретизирует подходы к решению проблем улучшения дорожных условий и территориального развития сети как магистральных, так и местных путей сообщения в интересах сохранения естественных и создания культурных ландшафтов. Кроме того, данная оценка выдвигает вопросы о целесообразности функционирования многих аэропортов, аэродромов и авиалиний в связи с соблюдением экологической чистоты, а также совершенствования системы очагов использования вездеходного транспорта и его сочетания с работой авиатранспорта и естественных водных путей.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Картография | Автор(ы): Авторский коллектив под ред. академика Воробьева В. В. | Источник(и): Иркутская область: экологические условия развития. Атлас. – М. ; Иркутск, 2004. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.